Нежданов Денис «Стратегическое планирование дает колоссальный эффект»

 Дальновидные руководители все чаще обращаются к бизнес-тренерам и  консультантам для разработки сессий стратегического планирования для своих компаний. По словам специалистов, грамотно проведенная сессия позволяет предприятию за один год достичь больших результатов, чем за предыдущие 10 лет работы. О том, как подготовиться к разработке стратегического плана развития, чтобы его внедрение было максимально эффективным, «Капиталу» рассказал директор консалтингового партнерства «Нежданов, Видлер и Ко» Денис Нежданов.

- Денис Викторович, часто ли руководители обращаются за помощью в организации стратегического планирования?

 - Обращаются обычно самые дальновидные руководители и предприниматели. Те, кто понимают, что после сессии за год они шагнут дальше, чем за предыдущие 10 лет. Пока больший процент руководителей интересуется отдельными тренингами, считая, что этого будет достаточно для улучшения работы своих компаний.

- Есть ли какая-то технология при разработке сессии стратегического планирования? С чего нужно начинать?

 - Есть отработанная технология. Начинается все с разработки целей, задач, результатов на сессию стратегического планирования со стороны заказчика, потому что нам принципиально важно понимать, чего ему хочется. Иногда заказчик хочет осуществить исключительно интеллектуальное командообразование, иногда ему нужно получить стратегию развития предприятия, иногда и первое, и второе одновременно. В зависимости от этого нам приходится работать в разных режимах.

 Классическая сессия стратегического планирования строится по нескольким принципам. Первый – работа над глубинными интервью с представителями заказчика. Это, как правило, топ-менеджмент: коммерческий директор, финансовый директор, директор по маркетингу, по сбыту, главный бухгалтер, – то есть мы охватываем все службы, всю управленческую команду. Мы оцениваем, насколько по-разному видят путь развития компании руководители. Дело в том, что не всегда они могут решить эти вопросы в оперативном режиме, а мы можем им в этом помочь. Исходя из информации, полученной при глубинных интервью, мы формулируем техническое задание на подготовку к сессии стратегического планирования.

- Что собой представляет техническое задание? Для кого оно предназначено?

 - Это задание на проведение исследования по нескольким направлениям деятельности. Первое – конкурентный рынок. Нужно понять, какие существуют конкуренты, какие маркетинговые стратегии они применяют, какие цены они дают и за счет чего можно с ними соперничать. Второе направление касается внутренних процессов производства предприятия. Если первое направлено на то, как увеличить прибыль, то второе ориентировано на снижение издержек, уточнение ключевых точек утечки информации и оптимизацию самого процесса в зависимости от сферы деятельности предприятия. Третий момент – разработка технического задания по персоналу. Важно отследить, что думают сотрудники компании о менеджменте, как к нему относятся, как воспринимают свое положение на рынке труда, каков уровень лояльности персонала к компании.

 В итоге мы должны увидеть, как выглядит компания изнутри и снаружи, за счет чего она может конкурировать, как себя чувствуют сотрудники. Кроме того, имеет значение и финансово-экономический блок – для бухгалтерии мы тоже формируем техническое задание. Таким образом, к сессии стратегического планирования подготовленным подходит не только консультант, но и вся компания, по крайней мере, основные подразделения и ведомства. Когда вся информация собрана, проводится плановое совещание для служб и подразделений для донесения технического задания. Сотрудники компании задают вопросы, чтобы понять, как его лучше выполнить. Иногда они не могут со всем справиться, тогда необходимо привлекать сторонние организации, например, для проведения маркетингового исследования. Когда техническое задание сформулировано, сторона заказчика готовит доклады по ситуации во всех этих сферах. Мы проверяем, насколько эта информация достоверна. Затем происходит сама сессия стратегического планирования.

- В течение, какого времени проходит сессия?

 - Сессия стратегического планирования — это проектный семинар на 2-6 дней в зависимости от масштабов предприятия. Например, в холдинговой структуре планирование может идти две недели. Но если предприятие небольшое, то в среднем сессия занимает два дня. Мы собираем весь интеллектуальный потенциал компании и выезжаем за город, на турбазу. Сразу устанавливаем регламент работы. Начинаем с анализа рынка и текущей ситуации, разбираем видение, куда бы хотел двигаться менеджмент компании, какую прибыль и в какие сроки компании хотелось бы получить. Затем пропускаем все эти запросы через аналитический инструментарий, что позволяет оценить реалистичность этих планов.

 Вообще, я считаю, что практически все планы реализуемы, тем более что заказчики взвешенно мыслят, особенно после того, как они подготовили техническое задание. Затем готовится документ, план-график работ, назначаются ответственные лица по реализации стратегического плана развития предприятия. Это позволяет комплексно подойти к развитию компании.

- В среднем во сколько обходится сессия стратегического планирования для компании? Насколько оправданны расходы?

 - Стоимость сессия стратегического планирования зависит от совокупности опций и результатов необходимых заказчику и она окупается в течение следующего года в десятки раз. Эффект колоссальный. Люди начинают видеть, куда идут, с кем идут. Кроме того, мы просчитываем возможные негативные моменты. Допустим, компания ждет прихода нового игрока, мы вместе просчитываем, как сделать потери от этого минимальными, можно сказать, стелим соломку. Не обязательно, что это какие-то затратные меры, иногда надо просто морально подготовиться.

- Есть ли какие-нибудь трудности при осуществлении стратегического плана? От чего зависит успешное воплощение того, что было задумано на сессии?

 - Можно проводить сессию стратегического планирования как шоу — тогда она не принесет никакой пользы. А можно относиться к ней как к управленческой технологии, и это сразу даст эффект. Бывает, что на этапе внедрения стратегии появляется сильное сопротивление со стороны руководителей, которые не готовы брать на себя повышенный объем работ. Но наш опыт показывает, что все зависит от топ-менеджмента. Если он вялый, то улучшить показатели предприятия едва ли удастся. Если же топ-менеджмент знает, чего хочет, и готов идти к достижению целей, даже не обладая достаточной компетентностью, то результаты не заставят себя долго ждать. Здесь нужна политическая управленческая воля в реализации стратегии предприятия.

* Все должности указаны на момент публикации интервью

Екатерина СТИХИНА